Полезная информация

http://ok.ru/happy.kids/topic/64877243818071
В работе пригодится!

Причины агрессии у подростков

Агрессия – самый доступный способ выразить свои эмоции. И в жизни человека она играет как отрицательную, так и положительную роль. К числу положительных моментов относятся разрядка эмоций, устранение препятствий на пути к цели, отстаивание автономии, повышение самооценки при помощи агрессивности. Однако если человек не научится контролировать агрессивные проявления, это чревато большими жизненными проблемами. Поэтому давайте разберемся, в чем же причины агрессии у подростков – ведь это одна из самых наболевших проблем этого периода взросления ребенка.

Что же такое агрессия?
С  помощью агрессии человек стремится подчинять и властвовать. Эта тенденция может проявиться как в фантазировании, так и в реальном поведении. Агрессивный человек склонен к насилию, разрушению, причинению вреда. Агрессия может быть направлена на себя (аутоагрессия) или на внешние объекты (люди, предметы). Различают так же явную и скрытую агрессию. Явная агрессия проявляется в повышенной конфликтности, злословии, давлении на человека, рукоприкладстве, скрытая – в уходе от контактов, самоубийстве, бездействии с целью причинения вреда. Агрессивным может быть человек любого пола и возраста. Особо ярко агрессия проявляется в подростковом возрасте. Каковы причины агрессии у подростков? Этим вопросом задаётся, пожалуй, каждый родитель, заметивший, что его ребёнок подросткового возраста стал неуправляемым и злым.
Подростковый возраст и агрессия
В подростковый период ребенок становится более агрессивным. Причины агрессии у подростков кроются в специфике подросткового возраста – очень сложного периода в жизни любого человека. Подросток обычно ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим людям, причём агрессия может проявляться как в физической, так и в вербальной форме. Подростки не учитывают мнение взрослых, воспринимают своих родителей как врагов, могут сознательно причинять боль другому человеку. В этом возрасте для ребёнка велика роль группы сверстников, в которой он находится, ему  важно заслужить их уважение. Поэтому насилие, агрессия по отношению к аутсайдерам, к людям из другой подростковой группировки – способ самоутвердиться, показать личный героизм и преданность группе.

Почему подростки становятся агрессивными?

1. Одной из важных причин агрессии у подростков является конституциональная предрасположенность. Основные черты характера подростков, имеющих тенденцию к агрессивному поведению,– раздражительность, подозрительность, замкнутость, тревожность, боязнь общественного мнения, склонность испытывать стыд, а не чувство вины.
2. В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов, газет, Интернета, компьютерных игр, телевизора. Слишком много теперь фильмов, мультиков, статей, сайтов, компьютерных игр, основным содержанием которых являются жестокость, насилие, криминал.
3. Семья, в которой живёт и воспитывается подросток, также может стать причиной агрессии подростка. Непонимание в семье, оскорбления, эмоциональное непринятие ребёнка, гиперопека, излишняя избалованность ребёнка, отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях создают почву для агрессивного поведения. Наблюдая за агрессией, ребёнок невольно начинает подражать образцам такого поведения, а в будущем начнёт их воспроизводить.
4. Употребление алкоголя и наркотиков также могут привести к агрессивному поведению. В алкогольном и  наркотическом опьянении подросток раскрепощён и не до конца понимает, что делает.
5. На появление агрессии влияет специфичность окружающей обстановки и состояние самого общества. Так, повышенный уровень шумов и радиации, неблагоприятная экология, переизбыток информации создают предпосылки к агрессивному поведению. А экономические кризисы, неурегулированные законы вместе с ощущением раздражения и безнадёжности способны вызвать у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии.


Формы проявления агрессии
Ø Физическая - склонность решать вопросы с позиции силы.
Ø Вербальная – речевая (словесная). Носит форму унизительных и агрессивных высказываний - обзывания, высмеивание, подвергание неоправданным сомнениям.
Ø Косвенная - угрозы и поощрение агрессии. Унизительные высказывания адресуются не к подверженному атаке лицу, а «за его спиной».
Ø Раздражение - скрываемая агрессия, разъедающая человека изнутри.
Ø Негативизм - агрессия направлена на себя.
Ø Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить.
Ø Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас.
Ø Чувство вины - концентрация на своих чувствах.

Существуют четыре основных способа выражения гнева:
1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. (Подушка, боксерская груша, портрет обидчика)
3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

                       Профилактика и коррекция агрессивного поведения
1. Занятия спортом.
2. Медленный счет до десяти.
3. Коллекционировать анекдоты.
4. Смотреть юмористические  фильмы  телепередачи.
5. Подурачиться у зеркала.
6. Овладеть методами саморегуляции.
7. Научиться позитивно воспринимать мир   (во всех происходящих событиях искать положительное, в любом человеке уметь видеть хорошее)
8. Переключение внимания на нейтральные темы - умение представить ситуацию покоя, например  лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д. 
9.  Самоубеждение - умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти  предел управляемости.
10. Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица
(1- надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2- поочередно надувать то одну, то другую, то обе вместе).
11. Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела (руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. 
12. Дыхательные упражнения - упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд).
13. Физические упражнения - движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.

                                                 ( составлено по материалам интернет-ресурсов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий